О.Н. Беляевская - старший научный сотрудник лаборатории
химических технологий
реставрационных процессов,
И.В. Фомин - старший научный сотрудник лаборатории климата
музеев и памятников архитектуры ГосНИИРеставрации, г. Москва
Проблема загрязнения интерьеров церквей продуктами горения
свечей и лампадного масла (ПСС) во время богослужений актуальна
для сохранения древней живописи и золоченого резного декора
исторических храмов-памятников, а также для интерьеров всех вновь
построенных храмов.
Фото1
В результате сорбции продуктов неполного сгорания свечей и
лампадного масла на протяжении длительного времени образуется толстый
слой загрязнений на поверхности стен и всех декоративных элементов
внутреннего убранства храмов, происходит их необратимое повреждение.
При этом, чем хуже качество материалов, из которых изготовлены свечи и
лампадное масло, тем больше вредных продуктов сгорания выделяется в
объеме церковного помещения.
Защита действующих церквей от копоти актуальна и в связи с
передачей церкви храмов с отреставрированной древнерусской живописью,
экспонировавшейся ранее в музейных условиях. Использование в
храмах-памятниках с плохо налаженным тепло-влажностным режимом
большого количества горящих свечей и лампад создают неблагоприятную
среду для сохранности икон, позолоты иконостасов, настенных росписей,
и др. элементов интерьера.
Традиция использования горящих свечей из пчелиного воска во время
молитв верующих относится к основным канонам православного Устава.
Горящая свеча в православной религии — таинство, связываемое с
царством света, образом Христа и его учения. Она вызывает чувство
праздника и отрешенности от мирских забот, поэтому свеча всегда
зажигается во время торжественных моментов принесения великой жертвы,
богослужений и молитв. Горящее масло обозначает неугасимый огонь,
который по ветхозаветному закону левита постоянно поддерживается в
жертвенном алтаре ([1]). Павел Флоренский писал, что при свете лампад
и зажженных свечей расширяется архитектурное пространство храма,
приобретает особый духовный смысл все декоративное убранство
интерьера, обильно украшенное золотом и драгоценными камнями.
Проблема загрязнения стен и элементов храмовых убранств продуктами
сгорания свечей существовала и в дореволюционной России.
На протяжении 19 века (особенно интенсивно, начиная с 1870-х годов)
вместо восковых — использовались свечи, содержащие, кроме воска,
различные примеси, в том числе, парафин, церезин, канифоль, пальмовый
или карнаубский воск, сало и др. (иногда с полной заменой
воска).
В опубликованном в «Церковных ведомостях за 1887 год определении
« св. Синод, имея особое попечение о том, чтобы пред святыми иконами
возжигаем был, согласно церковным правилам, чистый елей, …»
предоставил «распоряжение об исследовании разных сортов лампадного
масла…» ([2]). В данной публикации «св.Синод определяет: об
оказавшейся по исследованию недоброкачественности имеющегося в продаже
лампадного масла напечатать в «Церковных ведомостях», предложив…
наиболее достаточным монастырям и церквам, а также свечным заводам
выписывать непосредственно самим из заграницы лампадное оливковое
масло…».
В качестве росного ладана, елея в лампадах должно использоваться
высококачественное оливковое масло высшего сорта.
Подменами лампадного масла были разные растительные масла -
подсолнечное, рыжиковое, сурепное и т.д., низкосортное оливковое,
минеральное (вазелиновое) масло. При сгорании некачественные свечи и
низкосортное «деревянное» масло создавали дымовую копоть, от которой
темнели позолоченные иконостасы, ризы, дорогая стенопись, подвергались
преждевременной порче ценные церковные украшения и утварь.
Вопросам защиты настенных росписей и икон от продуктов сгорания
свечей и лампадного масла еще в XIX веке
были посвящены многие постановления Священного Синода и публикации в
церковной печати. Для епархиальных свечных заводов были предоставлены
приборы и реактивы для определения подмесей в восковых свечах. В это
время были установлены обязательные признаки церковной свечи,
позволяющие отделить ее от свечей бытового назначения ([3]).
Фото 2
Работа по определению качественного и количественного состава
соединений, поступающих во внутреннее пространство храма во время
богослужений при сгорании свечей и лампадного масла, была выполнена в
ГосНИИР 2004-2005 годах ([3]). Исследования проводились в лабораторных
условиях и в условиях проведения служб двух московских церквей: ц.
Косьмы и Дамиана и ц. Николы в Путинках.
Результаты исследований ([3]) показывают, что продукты неполного
сгорания свечей, образующиеся в больших количествах при ограниченном
доступе воздуха, поднимаются вверх в объем храма вместе с теплым
воздухом, в основном, в виде твердой фазы (сажа и смолообразные
вещества), а также газообразном состоянии, и затем осаждаются на всех
поверхностях в интерьере храма, в первую очередь - на холодных и
влажных.
Определены химический состав копоти на поверхности стенописи, и
степень ее влияния на изменение колорита живописного слоя.
В соответствии с полученными данными в состав копоти входят
технический углерод (сажа до 80-90%) и углеводородистая фракция из
продуктов термической деструкции парафинов, содержащих более 30
химических соединений. Исследование проб, взятых со стенописей
действующих храмов (Успенского собора г. Владимира и кафедрального
собора в г. Минске) показало, что соотношение и химическое строение
компонентов углеводородистой фракции в продуктах сгорания зависит от
состава свечей и лампадного масла, а также от содержания в них
различных примесей. В пробах загрязнений со стенописей кафедрального
собора в Минске обнаружено присутствие продуктов горения свечей с
высоким содержанием парафина, которые вызывают разрушение связующего
стенописи и
грунта.
Установлено, что использование парафиновых или парафинсодержащих
свечей приводит к более интенсивному изменению колорита живописи,
потемнению позолоты иконостасов и др. элементов декора внутри храмов,
чем использование свечей из пчелиного воска.
Таким образом, основной причиной, вызывающей загрязнение и
разрушение элементов интерьера и церковной утвари, является сорбция
продуктов неполного сгорания свечей и лампадного масла на их
поверхностях. Причем, на скорость и масштабы загрязнения существенное
влияние оказывают температура, влажность, пористость и другие
свойства поверхности.
При удалении ПСС методом промывки не удается достичь
первоначальных значений цветовых характеристик стенописи, выполненных
в темперно-клеевой и масляной технике, создаются условия для
последующего поновления или полной записи.Меры по расчистке
иконостасов, потемневших от копоти, приводят к повторной
перепозолоте иконостасов и т.д.
Наблюдения за состоянием стенописи в ряде действующих храмов
(Успенский собор в Коломне, собор Казанской божией матери на Красной
площади в Москве и др.) показали, что интенсивность загрязнения
связана с увлажнением и охлаждением стен храма, уменьшением их
паропроницаемости (для темперно-клеевой живописи), увеличением
влажности внутри храма и отсутствием в нем достаточной вентиляции.
Так, наблюдения, выполненные в 2003-2004-ых годах внутри Успенского
собора г. Коломны показали, что интенсивное увлажнение и намокание
стен в осенне-весенние периоды года способствуют интенсивному
разрушению потемневшего от копоти масляного красочного слоя стенописи.
Во вновь воссозданном соборе Казанской божьей матери на Красной
площади интенсивное осаждение копоти на белых свежепокрашенных стенах
храма отмечалось уже через два месяца после начала богослужений и
посещений храма верующими. От копоти также пострадали и свежие быстро
потемневшие масляно-лаковые покрытия икон иконостаса. Это явление было
связано с сильным повышением влажности и сжиганием большого количества
свечей и лампадного масла внутри небольшого пространства храма,
нарушением паропроницаемости стен из-за несоответствующей для данных
условий окраски и отсутствием вентиляции.
В одном из храмов в окрестностях Коломны использование синтетических
красок для окраски стен и отсутствие вентиляции способствовало
появлению темных ореолов на поверхности стен вблизи элементов
отопления с притоком теплого воздуха вверх.
Увеличению осаждения копоти способствует также наличие трещин в
конструкции и связанная с этим потеря тепла, понижение температуры и
быстрое охлаждение стен.
Приведенные примеры показывают, что без проведения необходимых
архитектурно-строительных, инженерно-строительных и эксплуатационных
мероприятий (Описаны в [4], [8]-[12)], [10]),направленных на
нормализацию тепловлажностного режима, вероятность загрязнения
интерьера действующего храма продуктами сгорания свечей и лампадного
масла увеличивается.
Исследования и факторный анализ показывают, что устранение
(уменьшение) загрязнения стен и интерьеров храмов предполагает
реализацию комплекса мероприятий, основные из них следующие:
•
Введение строгих норм на качество свечей:
Для этого необходимо провести научно-исследовательские работы с
целью:
-
разработки нормативны документов,
-
оптимизации состава свечей по критерию минимизации выделения
различных
загрязнений (включая копоть) и обеспечения требуемы механических
свойств с
использования новых компонентов в качестве добавок.
•Мероприятия по нормализации температурно – влажностного режима и
защита здания от воздействия природных аномалий:
- устройство дренажа и отвод осадков с кровли и с прилегающей,
- устройство отмостки вокруг памятника в соответствии с ([4]).
- вертикальная планировка прилегающей территории.
- организация надежной системы водосброса с кровли,
- обеспечение необходимых теплозащитных и паропроницаемых свойств
ограждающих конструкций. Использование для обеспечения этого
соответствующих реставрационных технологий и материалов
([5,6,13]),
- правильное устройство столярного заполнения, исключающее
возникновение «мостиков холода»
- выбор режимов работы системы отопления в соответствии с
требованиями АВОК стандарта «Храмы православные. Отопление,
вентиляция, кондиционирование воздуха» и с учетом особенностей
здания,
- ежегодная чистка ливневой канализации и регулярная уборка
снега, на территории
храма, особенно на расстоянии 5…6м от здания.
• Организация «регулируемого» воздухообмена и
удаления продуктов горения свечей и лампадного масла:
Организация «регулируемого» воздухообмена помимо
механического удаления продуктов горения, увеличивает полноту сгорания
и тем самым уменьшает количество выделяемых загрязнений.
Особенности внутренней объемно-пространственной структуры церковных
зданий приводят к проблеме наличия зон застойного воздуха, особенно в
подсводчатых пространствах и боковых приделах. В зонах застоя
происходит интенсивное отложение загрязнений на стенах, развитие
микробиологических поражений конструкций, интерьера, возникновение
дискомфортных условий для людей, находящихся в церкви. Во время
проведения служб все эти проблемы обостряются, поскольку увеличивается
выделение тепла, влаги и углекислого газа от людей, горящих свечей и
лампадного масла, а также продуктов сгорания.
Несовершенство вентиляции негативно отражается на микроклимате
церквей, сохранности настенных росписей, иконостаса, декоративной
отделки, предметов внутреннего убранства, зачастую представляющих
значительную церковную и историко-культурную ценность. Нахождение
людей в церквях с плохо устроенной вентиляции негативно сказывается на
их самочувствии.
Оснащение автоматическими системами кондиционирования и
вентиляции в большинстве случаев невозможно по архитектурным,
экономическим и другим соображениям. Кроме того в процессе
эксплуатации таких систем значительны затраты на электроэнергию и
техническое обслуживание.
Многовековой опыт строительства Храмов, исследования и практика
показывают, что система естественной вентиляции в целях нормализации
температурно-влажностного режима,
ликвидации застойных зон и удаления продуктов горения свечей и
лампадного масла эффективна и может быть построена посредством
использования следующих технических средств:
- в каждом окне первого яруса - открывающиеся элементы
(форточки,…)
северного и южного фасадов и в каждой апсиде (для
«регулируемого» проветривания
в соответствии с [4] , [10]).
- Во фрагментах оконных блоков второго яруса (и выше) -
открывающиеся элементы
с электрическим приводом (ОЭ-П),
- Аэрационные устройства, описанные в ряде публикаций
([4], [9] и [12], фото 3,4).
- В помещении алтаря, в зоне розжига и подвески кадила
необходимо предусмотреть ([8]) местную вытяжку.
Фото 3,4 - Использование аэрационных устройств
для естественной вентиляции
церковных зданий.
Таким образом, задача уменьшения загрязнения стен и
интерьеров, сохранения ограждающих конструкций Храмов, создание
условий для прихожан и священнослужителей решается посредством
нормализации микроклимата.
Список источников
-
П.Флоренский. Иконостас. Избранные труды по искусству. СПб, 1993,
сс.297-300.
-
«Церковные ведомости», 1887, №108, ноября 11 - декабря 7.
-
Т.С.Федосеева, В.С. Дедюхина, С.П. Масленицина «Проблемы защиты
интерьеров
действующих церквей от продуктов сгорания свечей и лампадного масла»
Материалы конференции «Теоретические и естественнонаучные
основы реставрации и сохранения музейных
фондов». 4-6 августа 1999. г. Ферапонтово.
4. «Микроклимат церковных зданий». Москва, РИО, ГосНИИР, 2000г.
5. О.Н. Беляевская «Оптимизация составов реставрационных кладочных
растворов»
Материалы конференции «Теоретические и естественнонаучные основы
реставрации и сохранения музейных фондов». 4-6 августа 1999г.
Ферапонтово.
-
О.Н.Беляевская «Анализ современных методов укрепления настенной
живописи в технике фрески и смешанной технике».
Материалы международной научно-практической конференции «Исследования
в консервации культурного наследия», Выпуск 2, Москва, ГосНИИР, 11-13
декабря
2007г.
7. И.П.Дорофиенко «Проблема сохранения фрески в современных
условиях»
Материалы международной научно-практической конференции
«Исследования в консервации культурного наследия», Выпуск 2 ,
Москва, ГосНИИР,
11-13декабря 2007г.
8. АВОК СТАНДАРТ-2-2004 «Храмы православные. Отопление,
вентиляция,
9. И.В. Фомин,
Б.Т. Сизов «Использование аэрационных устройств в системах
естественной вентиляции церковных зданий-памятников
архитектуры». стр. 400-406
Сборник трудов 4-го международного научно-практического
Симпозиума
«Природные условия строительства и сохранения храмов
православной Руси»,
г. Сергиев Посад, Троице- Сергиева Лавра, Московская
область, 8-10октября 2009г»,
Московская патриархия. Троице - Сергиева Лавра. 2012
г.
10. Сизов Б.Т., Фомин И.В. «Регулируемое проветривание как
способ нормализации
температурно-влажностного режима церковных
зданиях-памятниках архитектуры и
музейных помещениях». Материалы
VI Международной научно-практической
конференции “Cохранение,
консервация, реставрация и экспертиза музейных памятников”,
г. Киев, май 2008 г.
11. Сизова Е.А., И.В.Фомин «Система искусственной климатизации
Софийского собора.
Вологды»// стр. 372-381. Сборник
трудов 4-го международного научно-практического
Симпозиума «Природные условия строительства и сохранения
храмов православной
Руси»,
г. Сергиев Посад, Троице - Сергиева Лавра, Московская область, 8-10
октября
2009г», Московская патриархия. Троице- Сергиева
Лавра.2012г.
12. Фомин И.В., Cизов Б.Т. «Аэрационное
устройство для памятников гражданской и
церковной архитектуры». Патент №2262642. Приоритет
изобретения. 6.11.2003г.
13. Беляевская О.Н. Особенности
влагообмена штукатурного основания настенной
живописи, укрепленного материалами на основе
кремнийорганических
соединений//Художественное наследие. М. 2009.
Вып.24.С.59-65.